Маленький казан закипает быстрее

Центральная Азия остается ареной борьбы за глобальные интересы крупных игроков

Закрытие американского Центра транзитных перевозок (ЦТП) в бишкекском аэропорту «Манас» и отправка штатовских солдат восвояси странным образом совпали с ростом напряженности на кыргызско-узбекско-таджикской границе.

Центральная Азия остается ареной борьбы за глобальные интересы крупных игроков

Более того, между тремя государствами в последнее время резко обострились споры в части экономических вопросов. Если проанализировать ситуацию последних двух десятков лет, то можно заметить, что все страны, откуда уходили американские вооруженные силы, в той или иной степени погружались в хаос...

Айдар ЕРМЕКОВ

При этом степень хаоса зависела от уровня активности доблестных американских солдат во время пребывания в этих странах. К счастью, в Кыргызстане активных военных действий не было. Соответственно, говорить о большом хаосе пока не приходится. Однако возможно все.

Регион Центральной Азии в геополитическом смысле с каждым годом становится все значимее. Не случайно в последнее время здесь активно пересекаются интересы России, Китая и США. И, если для России приоритетным вопросом здесь является собственная безопасность, а для Китая — экономика, то для США необходимость присутствия в регионе обусловлена прежде всего влиянием на своих геополитических соперников, а также на Иран и Афганистан. И, по мнению кыргызского политолога Камчибека Алымбекова, просто так звездно-полосатые из региона не уйдут.

Ушли, чтобы остаться, причем не просто так

— Можно ли сегодня говорить о том, что американцы покинули «Манас»?

— Формально — да. Но остается их здесь пока предостаточно. Очень сильно активизировались американские неправительственные организации, непосредственное руководство которыми осуществляет их посольство. Причем количество НПО резко увеличилось. Располагаются они в частных секторах по периметру Бишкека в арендованных престижных особняках. Поскольку местные богатеи строили их для себя, они представляют собой настоящие крепости с высоченными заборами. И, если учесть, что значительная часть американского персонала, что работала в центре транзитных перевозок, переехала туда, можно сделать определенные выводы. Трудятся западные партнеры, не покладая рук. Одна моя знакомая работает у них по контракту. Ее рабочий день часто заканчивается позже 23.00, независимо от того, будний это или выходной день. И это в самый разгар лета.

— Чем же они занимаются?

— Проводят семинары, учат кыргызов демократии. Возможно, печеньки пекут, сами знаете, для чего. Кстати, пригласили очень много журналистов из Украины. Те свое присутствие объясняют съемками фильма о Кыргызстане. Но для одного фильма их получается многовато. Катаются по стране, встречаются с людьми. По моим сведениям, на юг ездили. Скорее всего, делились опытом. Говорят, пытаются активизировать проживающее там узбекское население. Кстати, НПО в последние месяцы заметно активизировались именно на юге страны. Связано с этим или нет, но 10 июля на границе с Таджикистаном произошел очередной конфликт. Причем пахнет тут явной провокацией...

Жители приграничного таджикского села Ходжайло зашли на кыргызскую территорию и стали разворачивать трубу из местной речки в свою сторону. Это увидели кыргызские пограничники. Наряд направился к месту, чтобы пресечь противоправные действия. Таджики стали кидаться камнями. Пограничники произвели предупредительные выстрелы в воздух. В ответ на это таджикские пограничники открыли огонь по нашим. Завязалась перестрелка. В итоге у таджиков двое убитых и семеро раненых. У кыргызов — один раненый, который получил камнем по голове. Самое интересное в том, что именно в этот день должно было начаться строительство автомобильной дороги в объезд таджикского анклава. А на 14 июля были намечены трехсторонние таджикско-узбекско-кыргызские переговоры по демаркации границ. Таким образом, строительство дороги отложено на неопределенный срок. А по переговорам вообще непонятная ситуация получается.

— По всей видимости, кто-то явно не заинтересован в проведении демаркации, — говорит Камчибек Алымбеков, — а кто — судите сами. В точке, где произошел инцидент, соединяются три границы — наша, таджикская и узбекская. Так вот, когда начались разборки, на место выехали кыргызские журналисты. Когда они проезжали мимо узбекской границы, на дороге неожиданно появились несколько узбеков. Они принудительно остановили машину и напали на представителей прессы. Избили их, покорежили автомобиль, разбили аппаратуру и ушли на свою сторону. Но конфликт удалось снять на видео местному журналисту другого издания. И ему пришлось спасаться бегством, но уже от своих, кыргызов. Парень сумел добежать до погранзаставы. Это его и спасло. Есть свидетели того, что в наших пограничников кидали камни не только таджики, но и кыргызы. И что якобы присутствовал при этом аким Баткенского района Хаматов. И тот факт, что никто не хотел допустить видеофиксации произошедшего, позволяет предположить, что у всей этой передряги были определенные организаторы. Налицо хороший инструктаж. То, что при этом целенаправленно бьют журналистов, лично мне что-то напоминает. Напрашивается вывод, что люди сознательно не давали сделать документальную хронику, чтобы не допустить юридические последствия.

Шоу не должно прерываться

— Вы полагаете, что это заранее спланированная акция?

— Во всяком случае, не исключаю. Тем более, что ситуация вызвала живой интерес со стороны многих аналитиков. Политолог Марс Сариев предположил, что это продолжение шоу, устроенного полтора месяца назад в таджикском Хороге, и что это может быть делом рук не подчиняющихся Рахмону таджикских полевых командиров.

— Что произошло в Хороге?

— Милиционеры задержали местного жителя по подозрению в распространении наркотиков. В ответ толпа разгромила здание местного РОВД и вызволила арестанта. Оттуда пошла раскачка ситуации по всей стране. Рахмон в последнее время больше смотрит в сторону России, нежели за океан, чаще обычного говорит о евразийской интеграции. Разумеется, за океаном это не нравится. Как результат — искусственная накрутка. А провокация приграничных столкновений очень хорошо способствует распространению конфликта на сопредельные государства. Ситуация постепенно накаляется, и попытка замутить большую заварушку во всей Центральной Азии, можно сказать, налицо. И я не удивлюсь, если проводниками этих инициатив в регионе выступят узбеки.

— Почему они?

— События, о которых мы говорим, происходят в Ферганской долине, где сходятся границы трех государств. А в Фергане много местных царьков, признающих законную власть постольку-поскольку. Каждый из них имеет определенное влияние и ресурсы. Этакие местные коломойские. А то, что США контролируют часть элит в Центральной Азии, уже давно не секрет. За два десятка лет активного присутствия в регионе они много кому сумели «промыть мозги». В том числе и в Таджикистане, и в Кыргызстане, и даже у вас.

— Как это выражается?

— В последнее время у нас с узбеками особых проблем не было. Но почему-то, когда произошел последний пограничный конфликт с таджиками, они вдруг решили избить наших журналистов. И не один я прихожу к мысли, что здесь присутствовала чья-то длинная и могучая рука. Кстати, в апреле в том районе, где случился этот инцидент, проходила инвестиционная ярмарка «Баткен-2014». И за два дня до ее начала на нашей территории были сожжены 14 пастушьих домиков на отгонных участках. Это не один и не два. Затем таджики приглашают наших на переговоры. Там демонстрируют план-схему 1924-26 годов и на ее основании пытаются доказать, что та часть Кыргызстана, о которой идет речь, должна принадлежать им. А это 13,5 тысячи гектаров. Всего же они претендуют на 135 тысяч гектаров. Но, извините, в то время, которым датирована план-схема, Таджикистана в его нынешних границах еще не существовало. А план-схема базируется на карте Туркестанской ССР. Тут же узбеки прекращают поставлять нам газ, мы им в ответ перекрываем воду. Вы по непонятным причинам продаете нам газ дороже, чем некоторым европейским странам, блокируете нам поставки российского бензина. Мы в ответ опять же даем вам вдвое меньше воды, чем должны.

Такой вот обмен любезностями. При желании эти вопросы решаются легко. А при его отсутствии создается почва для расшатывания ситуации во всем регионе. Похоже, существует сценарий, согласно которому главные события должны развернуться в 2016 году — к столетнему юбилею восстания в Средней Азии. Во всяком случае, сегодня активно обсуждается конспирологическая версия о том, что нынешняя эскалация конфликта в Сирии, Украине, Ираке и Израиле — попытка разжечь третью мировую войну. А нынешний год — год столетия начала Первой мировой. Таким образом, одна считающаяся великой держава стремится разжечь пожар на планете с целью любой ценой спасти свою валюту, сохранив ее в качестве мировой, и, следовательно, остановить падение своей экономики.

А Центральная Азия, как известно, входит в зону стратегических интересов этой самой державы. Все это вписывается в пресловутую «теорию управляемого хаоса», полноценно распространившегося пока лишь на Ближнем Востоке. Так что попытки будут однозначно. И если не удастся разжечь войну, то, по крайней мере, это может быть хорошей прививкой против вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз и даже ударом по нему. И Кыргызстан может стать тараном для этого удара.

— Каким образом?

— Скоро у нас должны состояться парламентские выборы, — продолжает кыргызский политолог, — и все партии сейчас находятся в лихорадочном поиске денег на предвыборную кампанию. В этих условиях они готовы пойти на сделку с самим чертом. А что произойдет, если эта сделка состоится, думайте сами.

— Почему в качестве эпицентра для возможных политических потрясений выбран именно Кыргызстан?

— В Казахстане такой сценарий маловероятен, поскольку он состоялся в качестве самостоятельного государства и имеет определенный авторитет на международной арене. Узбекистан в принципе лоялен к политике Вашингтонского обкома партии, и усиливать на него влияние пока нет необходимости. По поводу Туркменистана имеются особые планы. Осуществятся они или нет, скорее всего, станет ясно после вывода натовских войск из Афганистана. Остаются Таджикистан и Кыргызстан. При этом первый остался практически без мужского населения, 80 процентов которого на заработках в России или сидят в российских тюрьмах за транспортировку наркотиков. А во втором после двух революций создана необходимая критическая масса. И, чтобы ее поднять, достаточно небольшой искры. А маленький казан всегда закипает быстрее. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру