«Горацио, есть многое на свете...»

или Почему Мирослав Клозе никогда не входит в игру с левой ноги

 Моя подруга-философ утверждает, что вера в различные приметы или суеверия — это все от неуверенности в себе или самовнушение.

или Почему Мирослав Клозе никогда не входит в игру с левой ноги

Светлана Фельде

Еще она считает, что суеверия служат на пользу тем, кто желает уйти от реальности, не хочет признать что-то плохое и рассчитывает не на себя, а на некие силы, способные решить все проблемы.

Пятница, тринадцатое — почему никто не любит?

Конечно, наши любимые мамы, папы, дедушки и бабушки в юношеском возрасте внушали нам веру в определенные приметы. Именно поэтому немудрено, что на сегодняшний день многие из нас придерживаются некоторых суеверий, которые были заложены в сознание предками с раннего детства.

Например, моя бабушка всегда говорила — не показывай никаких болячек на себе, типа вот тут у него была такая рана, а вот тут у него болело сердце. Я тоже в определенной степени суеверна, ничего не могу с этим поделать. Мои коллеги-немцы смеются надо мной. И вот я решила разобраться: правда ли это, что русские больше суеверны, чем немцы?

Сподвигла меня к этому буквально недавно увиденная картина — мама с двумя подростками-сыновьями ползала на лужайке на коленях. Оказалось, что они ищут клевер с четырьмя лепестками, который приносит счастье. Это в Германии есть такое поверие.

А вот, например, тринадцатого числа, в пятницу, в Германии вам откажут в операции.

Должна сказать, это действительно так — массу примет из тех, что всем нам знакомы с детства, немцы просто не знают. Но и их не обошла вера в приметы стороной. Про клевер с четырьмя лепестками я уже сказала. Кстати, думаю, что истоки этого поверья уходят в самую что ни на есть древность — считалось, что клевер способен защитить от ворожбы ведьм. А листочки клевера с четырьмя лепестками обладают особой силой: если их найти, вы будете способны распознавать ведьм и колдунов среди обычных людей.

Шутки-шутками, но, тем не менее, рациональные во всем, а также в плане всяких примет и суеверий и в общем и целом малоэмоциональные немцы все же не любят пятницу, особенно если она выпадает на тринадцатое. Правда, как ни странно, почти никто из них не знает, откуда и почему началось это суеверие.

Вариантов, в принципе, несколько, но лично мне наиболее правдоподобным кажется только этот: в английском языке слово пятница происходит от имен божеств северной древнегерманской, а точнее, скандинавской мифологии, которые почитались в этот день. Речь идет о Фригг, жены Одина, покровительнице супружества и плодородия, и Фрейе, внучки Одина.

В дохристианские времена германские племена почитали пятницу за счастливый день. В пятницу сочетались браком. С приходом христианства все изменилось. Христианские священники решили, что если пятница считается счастливым днем для язычников, то для христиан таковым она никак не может быть. Итогом этого стало то, что Фрейя была объявлена ведьмой, а ее день — пятницу — связали с чертовщиной. В фольклоре других народов на шабаш собиралось обычно двенадцать ведьм, происходило это непременно в пятницу, а тринадцатым становился уже сам дьявол.

Признаться в склонности к чему-то нереальному, мистическому немца заподозрить очень трудно. Так он устроен, немецкий характер. Тем не менее, в некоторых немецких авиакомпаниях нет тринадцатых рейсов, нет тринадцатых рядов, а в иных отелях отсутствуют тринадцатые номера. И еще — немецкие врачи очень неохотно оперируют тринадцатого числа. Если есть хоть малейшая возможность перенести операцию на другой день, немецкий врач непременно этим воспользуется.

К слову — некогда Социологический институт в Алленсбахе провел исследование на тему суеверий. Сотрудниками института были опрошены более 1000 граждан страны. Выяснилось, что почти каждый второй немец верит в то, что четырехлистник клевера и падающая звезда приносят счастье. Вот вам и рациональные немцы.

Счастье бывает свинским

Немцы не любят также черных кошек, предпочитают не убивать черного паука, увиденного утром в квартире, и обожают поросячьи фигурки.

Хрюшки разных размеров, начиная от марципановых и заканчивая хрустальными, являются одним из самых любимых талисманов страны. Лично я думаю, что все началось в Англии, в Средние века. Крестьяне хранили свои сбережения в глиняных горшках, изготовленных из разновидности глины с названием pygg. По созвучию с pig (свинья) такие горшки вскоре превратились в piggy bank. Название глины как-то забылось, и уже с XIX века гончары стали лепить их в форме свиньи.

В некоторых странах, и в первую очередь в Германии, свинья-копилка является символом благополучия, возникшего за счет экономии, бережливости и накопления. Изображение свиньи-копилки постоянно используется, например, в рекламе банков. Устойчивым выражением в немецком языке является «свинячье счастье» (Schweineglück или Schwein gehabt), которое носит позитивный характер.

Но есть и другие проявления немецкой суеверности. Помню, меня некогда сильно потрясла информация о том , что нападающий немецкой сборной по футболу Мирослав Клозе никогда не вступает на поле с левой ноги, а ботинки и носки он надевает в определенной последовательности.

Наверное, не зря психологи из Кельн-ского университета провели исследование того, как влияют суеверия на успех в предстоящем спортивном соревновании. Тогда же они и выяснили, что суеверия типа «иметь при себе талисман» действительно помогают добиться поставленных целей.

Наверное, все дело в том, что у человека, имеющего при себе талисман, на подсознательном уровне возникает уверенность в том, что некие сверхъестественные силы непременно помогут ему быть удачливым. А такая уверенность, естественно, на руку в любом начинании.

Помните фразу Гамлета: «На небесах и на земле есть гораздо больше вещей, чем представляется в твоей философии...»

Подтверждений склонности людей к такому мировоззрению, считает журнал Welt, наблюдается все больше и больше. Если верить коллегам из журнала, то на сегодняшний день в Германии гораздо больше людей с суевериями, чем, например, в семидесятые годы. И именно это помогает им пережить социально-бытовые трудности, кризисные экономические моменты.

Мне трудно судить, так ли это на самом деле, ибо такого рода исследования, по моему мнению, очень субъективны. Но факт остается фактом, а факты эти — из моей личной профессиональной практики: все большее количество пациентов имеют на прикроватных тумбочках камни-талисманы, обереги, фигурки ангелов-защитников.

На днях вообще произошло удивительное. Позвонил сын пациентки, которая покинула наше отделение полтора года тому назад, ее перевели в хоспис, ибо врачи считали, что жить ей осталось максимум полгода. Покинула она наше отделение в плачевном состоянии — не ходила, есть не могла, почти не могла пить.

И вот ее сын рассказал, что через знакомых заказал для мамы амулет, сделанный руками настоящего индейца. Амулет этот призван вернуть здоровье и остановить развитие смертельного заболевания. Хотите верьте, хотите нет, но мама его уже на целый год пережила все предсказания врачей, ходит в магазин за покупками, на ужин съедает пиццу и даже полбокала вина выпивает.

Врач нашего отделения развел руками: «Я — человек, который верит только в медицину. В амулеты и талисманы я не верю, только в лекарства. Но, может, это правда, что вера способна творить чудеса...»

Человеку свойственна надежда на чудо. Он в ней нуждается. И если это «работает», то, может, и не стоит искать причины того, почему именно происходит это самое чудо.

фото Талгата ГАЛИМОВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру